среда, 27 мая 2009 г.

Расслабляемся

Любой, кто играет на каком-либо инструменте, тысячу раз слышал, что: "Руки должны быть расслаблены". Настоящее расслабление подразумевает отсутствие сокращений в мышцах и как следствие отсутствие напряжения. Но что же тогда совершает нужное нам движение? Ведь в конечном итоге мышцы должны сократиться, а следовательно напрячься.
Давайте немного отойдем от музыки. Тот, кто пробовал подтягиваться на турнике или плавать (особенно дельфином), знает, что в первые разы это получается очень трудно. Здесь есть две важные составляющие: сила и сноровка. Во-первых мышцы должны обладать достаточной силой, чтобы поддтянуть себя на турнике или вытолкнуть из воды. Но, что еще важнее, эта сила должна быть направлена в нужном направлении. Постепенно подтягиваясь или плавая больше и больше, делать это становится всё легче. Сила увеличивается и её направление корректируется. Kонечно само по себе мало у кого это получается идеально, но на то и существуют тренера и учителя музыки. Тот, кто действительно делал эти упражнения регулярно, вспомнит, что в первый раз подтянувшись пару раз, жутко сводит руки. С плаванием еще хуже - там еще и задыхаешься. Kажется вообще непонятным, как можно проплыть больше 25-и метров.
Но по просшествии некоторого времени, после определённой практики, удаётся подтянуться (или проплыть) уже практически без напряжения. Иногда это даётся настолько легко, что даже сам удивляешься, что руки поднимают 80 кг веса настолько легко! Наш мозг нас просто обманывает - кажется, что почти не напрягаешься, в то время, как мышцы проделывают достаточно тяжёлую работу.
Понятно, что если мышцы постоянно напряжены, через какое-то время (достаточно недолгое) они устанут и будут неспособны работать дальше. Поэтому сноровка также подразумевает умение чередовать напряжение с настоящим расслаблением. На турнике это тот момент, когда висишь в нижней точке - по сути работают только кисти и то их работа не динамична - они постоянно сжаты. Вот и получается, что некоторые люди могут часами подтягиваться. В случае с плаванием - так легко не опишешь, но там тоже фаза напряжения чередуется с расслаблением, в дельфине. А в кроле расслабляются/отдыхают левая/правая стороны поочерёдно.
Зачем я так подробно всё это расписываю? Чтобы показать ход моих размышлений. Получается, что в каждом конкретном случае расслабление привязано к используемой технике. В моём понимании всё вышесказанное относится и к игре на музинструментах.

Но ведь эти сила и сноровка не появляются ниоткуда и в начале такое расслабление невозможно. Так что же делать?
Постановке, посадке и технике звукоизвлечения посвящено много материалов. Поэтому сейчас мы на этом останавливаться не будем.
Но вот несколько пунктов, которые помогут.
1. Возьмите гитару и примите ту посадку или постановку, которую обычно используете. Пока что играть не надо.
2. Просто прислушайтесь к своему телу - не болит или напрягается ли чего. Анализируйте все части тела отдельно: от ног до шеи, спину, все части рук (запястья, кисти, пальцы, предплечья). Если где-нибудь есть очаг дискомфорта, он распространится и на остальное.
3. Используя остальные материалы этого сайта (особенно главу о посадке и постановке) попытайтесь устранить эти очаги (помните, что пока мы еще не играем).
4. Добейтесь того, чтобы хотя бы сидеть (или стоять) с гитарой в "боеготовном" положении было комфортно.
5. Если предыдущие пункты выполнены, можно попробовать играть. Для простоты будем играть руками поотдельности - так будет легче сконцентрироваться на чём-то одном. Играем что-то очень простое и медленное - например просто берём открытую ноту (если работает правая рука) или играем медленную трель (если работает левая рука).
6. Повторяем пункты 2-3. Пытаемся добиться полного комфорта при медленной игре.

Если все предыдущие пункты выполняются - идем дальше. Если же нет - то тут уже виртуальные уроки не помогут. Нужен хороший учитель. Он подметит, что именно делается неправильно и не позволяет добиться хорошей производительности.

Итак, сидеть удобно, медленно извлекать ноты тоже приятно и легко. Так в чем же проблема? А в том, что трудно играть нечто сложное - аппликатурно, ритмически или в плане темпа.

Решение всех (или почти всех) проблем кроется в темпе занятий.
Изначально разучивайте всё в очень медленном темпе. Например в темпе 40 и даже медленнее. Причём разучивать означает в первую очередь, что пальцы должны запомнить движения и производить их без осознанного вмешательства мозга - полностью автоматически.
Второе - фразу надо посадить - просто играть долгое время в медленном темпе. Даже если чувствуете, что можете быстрее, все равно стоит много играть медленно. Хорошо такие занятия проводить, смотря телевизор. Включается метроном, выбирается фраза и вперёд! 20, 30 мин без остановки в темпе 40. И даже и не думаете, что делают руки. Я так часто делаю, даже для фраз, которые играю в темпе 200.

Kазалось бы, какое это имеет отношение к комфорту и расслаблению? На деле же, мышцы в этом темпе не напрягаются настолько и через некоторое время появляется то самое ощущение лёгкости и комфортности. Плюс в медленных темпах мышечная память более цепка - в результате фраза будет посажена лучше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий